00:43, 29 марта 2009

Армянская литература

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

От дохристианской армянской литературы уцелело несколько надписей (в большинстве своем клинописи урартийцев) и немногочисленные мифические сказания, сохраненные древними писателями.

После принятия христианства в IV веке н. э. появились такие творения, как проповеди св. Григория (Григора) Просветителя, обратившего армянский народ в христианство; приписываемая Агатанкехосу история укоренения христианства в Армении; житие св. Григория, которое написал Зеноп Клаг; написанная Павсдосом Бузантом история современной ему Армении. В V веке просветитель Месроп Маштоц создал армянский алфавит, который стал очень важным фактором для дальнейшего развития армянской культуры. Появление армянского алфавита привело к появлению армянского текста Библии и переводов многих других текстов, включая исторические труды Евсевия Кесарийского и Иосифа Флавия. Среди произведений армянских авторов того периода достойны упоминания полемическое сочинение Езника (Кохбаци) против греческих философов и различных сект; написанное Егише Вартапедом романизированное житие Вартана Мамиконяна (ум. ок. 451), который успешно противился стремлению персов навязать армянам зороастризм; созданная Мовсесом Хоренаци (Моисеем Хоренским) монументальная история Армении от Адама до того времени, в которое выпало жить автору, содержащая множество мифов и полуисторических повестей, свидетельствовавших о богатом устном предании. Без преувеличения можно сказать, что это время было Золотым веком армянской литературы.

В X и XI веках, во времена расцвета царства Багратидов, Васпураканского царства и Сюникского царства, армянские литература, искусство и архитектура развивались наиболее свободно и ярко, чем в любой другой период времени, начиная с V века н.э. Наиболее крупной литературной фигурой того времени был Грегор Нарекаци, первый великий армянский поэт, автор многих поэм и гимнов, а также "Книги скорбных песнопений", в которой в живых поэтических образах он описывает страдания народа и взывает к Богу о спасении. Примерно в то же самое время Фома (Товма) Артцруни написал "Историю дома Артцруни", которая стала очень важным источником по истории Армении до 936 года; несколько позднее анонимный автор написал продолжение этого труда, где довел описание исторических событий в Армении до 1021 года. Написанная в то же время "История Армении" католикоса Иоанна VI Драсханакертци явилась очень важным источником по истории отношений между армянами и арабами, ибо автор сам был непосредственным участником многих описанных им событий. На рубеже X и XI веков епископ Ухтанес написал два очень важных труда об истории Армении и ее культуре - "Историю Армении" и "Историю раскола между армянами и грузинами". В начале XI века Стефанос Асогик завершил составление своей "Всеобщей истории", которая до сих пор пользуется известностью надежного исторического источника и блестяще написанного литературного произведения.

В течение XII века разговорный армянский язык (ашхарабар) выработался в литературный язык, а употребление старого литературного языка (грабар) отошло к религиозным сочинениям. Наиболее известным писателем этой эпохи был Нерсес Шнорали (Милостивый), прославившийся и религиозными, и светскими поэтическими сочинениями. Важное значение имели трактат о лихорадке Мхитара Эраци, юридический трактат Мхитара Гоша и житие Нерсеса Шнорали, написанное Нерсесом Лампронаци. В это время вновь появляются стихотворения о доблести, любви и красоте, начиная с V века почти полностью вытесненные стихотворными славословиями святых и мучеников, а также духовными гимнами.

Вторжение мамелюков в Армению в 1375 году и вторжение Тамерлана (Тимура) в 1385 году привели к длительному упадку армянской литературы и культуры вообще.

Наконец, в XVI-XVII веках начинают появляться признаки того, что армяне начинают оправляться от культурного упадка предшествующих веков. В это время появились несколько важных исторических сочинений, запечатлевших события, связанные с турецко-персидскими завоеваниями и борьбой армянского народа против них.

Книгопечатание на армянском языке началось в Эчмиадзине в 1512 году, в Константинополе в 1570 году и в иных местах - в XVII веке. Но по-настоящему массовое печатание армянских книг было налажено в мхитаристском монастыре св. Лазаря близ Венеции, основанном в 1717 году, а затем в мхитаристской обители в Вене. Из-под книжных прессов обоих монастырей вышло множество оригинальных сочинений самой разнообразной тематики, в т.ч. первый армянский словарь, новый перевод Библии и переводы из иноязычных классиков. Однако величайшим достижением книгопечатников-мхитаристов стало составление корпуса армянской классики.

В XVIII веке как в самой Армении, так и среди армянской диаспоры в других странах начался культурно-интеллектуальный ренесанс, который достиг своего пика к середине XIX века и привел к тому, что армянская литература стала именно такой, какой ее знают и по сей день. Армянский язык в то самое время находился в хаотическом состоянии, которое вело к постоянным спорам между сторонниками старого классического языка и теми, кто отстаивал современный разговорный язык. После долгих споров обе части разделенного народа отказались от использования классического языка, причем основой для языка восточноармянской литературы стала упрощенная форма ереванского диалекта, а для западноармянской литературы - упрощенная форма стамбульского диалекта. Так стала развиваться новейшая армянская литература, разделенная на два потока, причем восточноармянские писатели черпали идеи и художественные приемы из российских источников, а западноармянские литераторы больше ориентировались на западные, особенно французские образцы.

В число наиболее значительных представителей западноармянской литературы входят такие поэты, как М.Пешикташлян (1828-1868), П.Дурян 1851-1872), Т.Чракян, или Интра (1875-1921), А.Ярджанян (Ярчанян), или Сиаманто (1878-1915), Д.Варужан (1884-1915), В.Текеян (1877-1945); романисты Е.Отян (1869-1926), А.Арпярян (1850-1907), Т.Камзаракан (1866-1941); авторы рассказов Г.Зорап (1861-1915), Л.Башалян (1868-1939); драматурги А.Поронян (1842-1891), Л.Шант (1869-1951).

Из восточноармянских литераторов известны поэты О.Туманян (1869-1923), А.Исаакян (1875-1957), В.Терян (1885-1920), Е.Чаренц (1897-1937); романисты Х.Абовян (1805-1848), А.Мелик-Акопян, он же Раффи (1835-1888), С.Зорян (1890-1967), писавший рассказы прозаик А.Бакунц (1899-1938), драматург Г.Сундукян (1825-1912).

Поворотным пунктом в современной армянской истории, в т.ч. литературной, стал 1915 год. Вследствие турецкого геноцида и изгнания армян с их земли возникли новые общины и литературные центры в Каире (Египет), Алеппо (Сирия), Бейруте (Ливан), Париже (Франция) и Бостоне (США). Некоторым жителям Западной Армении, в том числе и деятелям западной ветви армянской культуры, удалось бежать в Восточную Армению, где они присоединились к дружной семье своих собратьев.

Восточноармянская словесность продолжала произрастать на родной почве. Начиная с 1920-х годов наблюдалось бурное развитие самых разных литературных жанров. В то же время надо отметить, что неусыпный идеологический контроль со стороны КПСС и послушных ей органов государственной власти, который продолжался до самого крушения СССР в 1991 году, мешал творческому поиску и, тем самым, негативно сказывался на развитии культуры во всех республиках бывшего Союза.

Также следует сказать, что некоторые шедевры армянской литературы в XX веке были созданы армянами, проживавшими за рубежом, такими, как поэт Н.Сарафян (1905-1972), романист К.Зарян (1885-1969), критик А.Ошакан (1882-1948) и др.



Источники:
  • Веб-сайт "Энциклопедия Кругосвет"
  • Encyclopedia Britannica, 1997`s edition

  • Автор: Кавказский Узел

    Гласность помогает решить проблемы
    Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
    Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
    Темы дня
    НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

    09 ноября 2024, 18:14

    09 ноября 2024, 13:19

    09 ноября 2024, 11:21

    08 ноября 2024, 18:47

    Жители Краснодара потребовали пересмотреть новый проект генплана Жители Краснодара потребовали пересмотреть новый проект генплана НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Новый генплан нарушает права десятков тысяч жителей Краснодара, заявили собравшиеся на митинг горожане. Участники акции записали видеобращение на имя президента Путина с просьбой вмешаться в ситуацию. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405231 04 ноября 2024, 01:54 Ереван: участники акции памяти рассказали истории репрессированных родных Ереван: участники акции памяти рассказали истории репрессированных родных НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".18+ В Ереване прошла ежегодная акция "Возвращение имен". На ней участники зачитали более 150 имен репрессированных в годы советской власти. В Армении акция проводится в четвертый раз. Посетившие мероприятие рассказали корреспонденту «Кавказского узла» о репрессиях родственников и о том, почему важно не забывать те трагедии. 29 октября 2024, 23:28 Акция в Тбилиси: что требуют протестующие Акция в Тбилиси: что требуют протестующие НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Жители Грузии, не согласные с итогами парламентских выборов, вышли на протест и перекрыли проспект Руставели в Тбилиси. Они потребовали провести новые выборы под эгидой международной избирательной комиссии. Президент Саломе Зурабишвили выступила перед протестующими указав, что на выборах «украли» голоса избирателей. Оппозиционеры заявили, что не смирятся с итогами выборов со множеством нарушений. Подробнее: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405031 28 октября 2024, 23:15 Грузия протестует: последний шанс стать Европой Грузия протестует: последний шанс стать Европой НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Сторонники вступления Грузии в Евросоюз провели 20 октября шествие и митинг в Тбилиси. Акция прошла на фоне отказа членов Евросоюза от встреч на высоком уровне с правительством Грузии. Процесс евроинтеграции Грузии был приостановлен после вступления в силу закона "О прозрачности иностранного влияния". Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/404782 Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot 20 октября 2024, 23:24 Сельчане полгода ждали компенсации после наводнения в Армении Сельчане полгода ждали компенсации после наводнения в Армении НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Только спустя полгода семьям, чьи дома пострадали от наводнения в Армении, начали выплачивать компенсации. Жители общины Алаверди рассказали, что на полученные недавно деньги начали восстанавливать свои дома. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/404636 Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot 16 октября 2024, 19:19 Wildberries: смогут ли кадыровцы избежать кровной мести? Wildberries: смогут ли кадыровцы избежать кровной мести? НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot Встреча делегаций Чечни и Ингушетии после перестрелки в офисе Wildberries закончилась взаимными обвинениями и угрозами. Адам Делимханов призвал "рубить головы", рассказал член Национального совета Ингушетии Муса Албогачиев. При этом сам Албогачиев заявил: "Мы не можем прощать кровь, для этого есть свои хозяева — кровники". Кто прав? Кто виноват? Кому должна принадлежать компания Wildberries? — такими вопросами "Кавказский узел" не занимается. "Кавказский узел" беспокоят последствия этого конфликта для региона на фоне его дальнейшей эскалации. Вмешательство кадыровцев уже привело к кровопролитию. Теперь их провальная попытка примирения может запустить механизм кровной мести. 03 октября 2024, 19:11