Краевед из Кабардино-Балкарии Виктор Котляров передал в дар Историческому музею в Москве артефакты с могильника у Заюково
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Артефакты, найденные на раскопанном «черными археологами» могильнике у селения Заюково переданы краеведом из Нальчика Виктором Котляровым в дар Государственному Историческому музею в Москве. Всего краевед передал музею около 300 предметов. Хранительница музея Анна Кадиева считает, что могильник у селения Заюково, судя по найденным предметам, относится к кобанской культуре.
Кобанская культура характерна для всего Северного Кавказа
«Впервые о кобанской культуре заговорили в конце XVIII века, когда на территории Северной Осетии в селении Кобан местным алдаром (князем) Хабошем Кануковым было найдено древнее захоронение с богатым набором бронзовых предметов. Это было открытием в мировой археологической науке. По месту первых находок эту культуру эпохи поздней бронзы и раннего железа, 7-8 век до нашей эры, назвали кобанской. С тех пор изучены десятки поселений и могильников, обнаружены тысячи вещей из бронзы, железа, камня, глины, кости. Кобанская культура признана выдающимся явлением европейской цивилизации», - рассказала Анна Кадиева.
По словам Кадиевой, кобанская культура характерна для всей территории Северного Кавказа.
«То есть, мы можем говорить только о материальной культуре. Мы не знаем, был ли это один народ. Скорее всего, эти люди делились на несколько племен, народов. Даже, может быть, на большое количество племен и народов. Потому что территория, где обнаружены кобанские могильники – огромная: от Краснодарского края до Дагестана», - отметила хранительница музея.
Люди кобанской культуры хорошо владели металлом. Они были великолепными литейщиками, умели обрабатывать бронзу. По всей видимости, на Кавказе было несколько месторождений меди, которые они активно использовали, считает Кадиева.
Кадиева рассказала, что археолог Александр Борисов и почвовед Дмитрий Коробов, изучавшие земледельческие террасы в Кисловодской котловине, пришли к выводу, что большинство самых крупных террас относится также к кобанскому периоду.
Найденные предметы свидетельствуют о контактах людей кобанской культуры с другими племенами
Характеризуя найденные экспонаты, Кадиева отметила, что некоторые из них свидетельствуют о контактах кобанской культуры с другими племенами, в частности, со скифами, которые в те времена занимали степные зоны.
«Так, например, на могильнике Заюково, в собрании Виктора Котлярова обнаружен фрагмент акинака. Это скифский меч с очень характерным перекрестием, который, видимо, был куплен у скифов, либо был изготовлен по их образцу», - предположила Анна Кадиева.
По ее мнению, среди предметов кобанского времени наиболее интересными являются также фрагменты бронзовых шлемов. Эти шлемы представители кобанской культуры копировали у ассирийцев. По ассирийским изображениям известны конические бронзовые шлемы, которые видимо, местная горская элита копировала для своих нужд. «Они изготавливали не настоящие шлемы, а декоративные – сгибали лист меди и прошивали его», - сказала Кадиева.
Кадиева оспаривает мнение, что предметы относятся к киммерийской эпохе
Напомним, ранее Котляров заявлял, что могильник представляет собой киммерийское захоронение. "Могильник мог бы пролить свет на историю не только киммерийцев, но и всего Кавказа. Ведь, ко всему прочему, кладбище это многоуровневое: захоронения продолжались здесь в течение многих столетий – в нижнем ряду погребены киммерийцы, следом – скифы, далее – аланы и другие захоронения", - считает Котляров.
«Киммерийцы проходили через Кавказ, но жили ли они здесь, мы сказать не можем. Во всяком случае, никаких киммерийских памятников на Кавказе нет. Киммерийцы были степняки, а степняк добром в горы не полезет. Тем более, что здесь было местное население, которое вряд ли их ждало с распростертыми объятиями», - отметила хранительница музея Анна Кадиева.
Найденные на заюковском могильнике браслеты с орнаментированными концами в виде перекрещивающихся линий, а также две бронзовые застежки для одежды она относит к сарматскому времени.
Эти предметы можно датировать рубежом – концом первого тысячелетия до нашей эры и началом тысячелетия нашей эры. Известно, что в степях Восточной Европы скифов сменили другие кочевники – сарматы. Они постепенно заняли степи Предкавказья. И, возможно, какая-то часть сармат поднималась в горы. И возможно, они смешивались с потомками кобанской культуры, предполагает Кадиева.
Из переданных Котляровым предметов она отметила бронзовые браслеты с завитками на концах, характерные украшения кобанской культуры, а также шейные украшения.
"Например, подвеска с головой барана свидетельствует о том, что кобанцы занимались не только земледелием, но и скотоводством, и у них существовал культ животных – быков, баранов, которые играли значительную роль в хозяйстве", - сказала Кадиева.
Народы кобанской культуры являются предками всех народов Северного Кавказа
Комментируя споры на интернет-форумах о том, чьи предки, возможно, покоятся в Заюковском некрополе, Анна Кадиева подчеркнула, что в этом плане можно примирить всех.
«Народы кобанской культуры являются предками всех народов Северного Кавказа. Здесь не надо делить, чьи это предки. Кровь этих людей течет в каждом жителе Северного Кавказа в той или иной степени. Потому что все процессы, благодаря которым сложилась современная этническая карта Северного Кавказа происходили уже в древности. Ну, по крайней мере, начиная уже с сарматского времени» -заявила исследователь.
Напомним, что о Заюковском некрополе стало известно летом прошлого года. Краеведы Мария и Виктор Котляровы выступили на интернет-сайтах и в ряде газет с информацией о том, что в Кабардино-Балкарии имеет место разграбление старинного некрополя. "Мы случайно узнали, что на "черном рынке" в Пятигорске в огромном количестве появились предметы старины. На продажу были выставлены бронзовые артефакты: шейные гривны, фибулы, браслеты, кинжаловидные привески, пряжки, орнаментированные топоры, шлемы ассирийского типа и многое другое", - рассказал Виктор Котляров.
Котляровы обратились с письмом к министру МЧС по КБР С. И. Шагину, а он в свою очередь обратился непосредственно к главе республике Арсену Канокову.
В конце 2011 года распоряжением правительства Кабардино-Балкарии была создана рабочая группа для проведения историко-культурной экспертизы. Исходя из заключения экспертизы, должно было быть принято решение о включении Заюковского курганного могильника в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В состав группы вошли представители Кубанского управления министерства культуры РФ, региональной инспекции по КБР и КЧР, управления Федеральной службы безопасности РФ по Кабардино-Балкарии, Министерства внутренних дел по КБР и администрации Баксанского муниципального района.
В ходе встречи главы республики с журналистами 13 января Арсен Каноков сказал, что руководство республики в курсе ситуации, меры по охране могильника будут приняты.
Как сообщил Виктор Котляров, на сегодняшний день разграбление могильника прекратилось. «Я не знаю почему, но к счастью, «черные археологи» перестали наведываться к могильнику».
"Кавказский узел" также сообщал, что в январе 2012 года в районе Заюковского некрополя Кабардино-Балкарии обнаружен катакомбный мужской монастырь, действовавший в начале второго тысячелетия нашей эры. Краеведы также выступили с предложением превратить это место в музей под открытым небом.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
10 ноября 2024, 16:03
-
10 ноября 2024, 12:17
-
10 ноября 2024, 10:26
-
10 ноября 2024, 08:34
-
10 ноября 2024, 07:37
-
10 ноября 2024, 05:49