Открытие выставки "Петрографика из Хуштада" в Махачкале посетили 50 человек
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На выставке художника Мая Митурича "Петрографика из Хуштада" в Махачкалинском центре этнической культуры представлены 60 работ, выполненные в селах Хуштада и Саситли Цумадинского района Дагестана в 1951 году. В первый день выставки ее посетили около 50 человек.
Экспонаты выставки, открывшейся 18 марта, выполнены на плотной бумаге с использованием черной туши, белил и карандаша.
Как рассказала куратор выставки Джамиля Дагирова, в основном в работах Митурича представлены изображения камней в стене одного из домов и мечети в селе Хуштада, а также изображения на камнях в стене дома в селе Саситли.
"В фондах Дагестанского государственного объединенного музея в отделе изобразительного искусства хранилась серия графических работ Мая Митурича. В работах с предельной точностью воспроизведены петрографические композиции на камнях, расположенных в кладке фасадов домов селах Цумадинского района Хуштада и Саситли. Мы знали Мая Митурича как знаменитого книжного графика и когда мы обнаружили в музее эти работы, мы не могли понять, откуда они, что делал в Дагестане Митурич, и когда я по интернету связалась с его дочерью - Верой Митурич, она рассказала, что отец в 1950-х годах принимал участие в дагестанских экспедициях в качестве художника. Она также подарила музею еще шесть работ отца, относящихся к дагестанскому периоду, которые представлены на выставке".
По словам Дагировой, большинство петрографических изображений, дошедших до нас в кладках строений, – это странные, неподдающиеся логике современного человека знаки, схемы и конструкции.
"Петрографика как первый опыт изобразительного искусства в Дагестане распространена была с древнейших времен. Изображения, знакомые по наскальным рисункам, трансформировались, видоизменялись, усложнялись или упрощались, накладывались и заглушали друг друга, через тысячелетия перекочевывали на стены средневековых архитектурных строений, включались далее в орнаментику надмогильных стел и узоры ковров предгорного и высокогорного Дагестана", - рассказала куратор выставки.
Куратор Центра этнической культуры Джавгарат Монакова считает, что работы Мая Митурича имеют для Дагестана историческую и художественную ценность.
"Перед нами художественные объекты, которые в то же время фотографически точно выражают и передают нам наследие нашей древней культуры. Чтобы лучше это все понять, надо немного вникнуть в мир нашего предка – человека традиций, который не представлял свой быт и свое окружение пустым, потому что пустота для него была равноценна хаосу, а украшательство и заполнение - это уже космос, порядок. Мы часто бываем недовольны особенностями истории, судьбой нашего края. Но все же волею судеб к нам заносит таких особенных удивительных людей, как Май Митурич, которые открывают для нас самих частичку себя, частичку нашей древней культуры, и мы должны быть благодарны им", - считает Монакова.
На выставке художника Мая Митурича "Петрографика из Хуштада" в Махачкалинском центре этнической культуры. Фоторепортаж корреспондента "Кавказского узла" Патимат Махмудовой от 18 марта 2014 года.
По мнению искусствоведа Татьяны Петениной, выставка получилась очень содержательной, и представлен серьезный и богатый материал для искусствоведов, этнографов и мастеров прикладного искусства. "После этой выставки я понимаю, насколько расширился наш горизонт в плане информационном и в плане эстетическом. Хотя сегодня в экспозиции представлен научный, этнографический материал, выставка получилась очень стильной и содержательной. Можно сказать, что испытала культурный шок", - отметила она.
"Я увлекаюсь историей и потому понимаю, что эти работы сегодня имеют не только художественную, но и большую историческую ценность. Они дают возможность хотя бы немного ознакомиться с представлениями наших предков и прикоснуться к их культуре. Митурича вообще можно считать дагестанским народным героем, так как только благодаря ему эти древние изображения сохранились хотя бы на бумаге, ведь дома, на чьих стенах были изображены эти символы, уже почти все разрушены", - рассказала студентка художественного факультета Раиса Алиева.
"Символы, конечно, интересны, но мне больше всего понравились акварельные картины Митурича, где изображен горский быт и горянки в своих национальных нарядах, - поделилась впечатлениями посетительница выставки Камила Алиева. - Сейчас ведь не осталось ни одного дома с традиционным укладом и обстановкой. Даже в музее не воссоздан такой дом. Одно дело, когда тебе рассказывают, как жили твои бабушки и дедушки, а другое - видеть это все своими глазами. В силу того, что Хуштада и Саситли - это высокогорные села, они развивались медленно и поэтому на этих картинах не видно "следов современной цивилизации".
Присутствовавшие на выставке выходцы из села Хуштада рассказали корреспонденту "Кавказского узла", что домов, в стенах которых были камни с различными изображениями, практически не осталось.
"Старое село Хуштада, где были эти дома с различными изображениями на стенах, почти заброшено, очень мало людей там живет. Люди переезжают в новое село, которое расположено вблизи старого села, но при строительстве не используют эти камни с древними изображениями. Дома в старом селе разрушаются, камни с изображениями тоже исчезают. Древняя мечеть, которая, по словам историков, была построена 600 лет тому назад, сгорела. Ее стены, в которых были использованы камни с различными изображениями, тоже почти разрушены", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" выходец из села Хуштада Асланбег Хазмаев.
Выставка продлится до конца апреля.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
10 ноября 2024, 12:17
-
10 ноября 2024, 10:26
-
10 ноября 2024, 08:34
-
10 ноября 2024, 07:37
-
10 ноября 2024, 05:49
-
09 ноября 2024, 21:44