Второй конкурс молодых композиторов прошел в рамках фестиваля Башмета в Сочи
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Сочи завершился Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета. В его рамках во второй раз состоялся конкурс молодых композиторов, который в этом году был посвящен памяти Сергея Прокофьева. Участники конкурса надеются, что интерес к нему среди слушателей будет расти.
Как сообщал "Кавказский узел", IX Зимний международный фестиваль искусств в Сочи, артистическим директором которого является альтист и дирижер, профессор, Народный артист СССР Юрий Башмет, открылся 12 февраля. На открытии фестиваля выступили музыканты из Ирана, Японии и России. В рамках фестиваля прошла выставка видео-арта "Эхо-Эко", затрагивающая тему экологии, взаимоотношений человека и планеты. На ней были представлены 15 видеоработ. Посетители указали на важное просветительское значение выставки для жителей города.
Фестиваль завершился 21 февраля торжественным гала-концертом. В концерте закрытия приняли участие музыканты из Франции, Бельгии, Австрии, Норвегии и России, передает корреспондент «Кавказского узла».
За полторы недели в Сочи выступили несколько десятков мастеров совершенно разных видов искусств. На гала-концерте в Зимнем театре Сочи слушателей было больше, чем может вместить зал – в проходах для них установили приставные стулья, передают «Вести.Ru»
На конкурс молодых композиторов было подано 15 музыкальных произведений
Накануне, 20 февраля, в Сочи были подведены итоги II Конкурса молодых композиторов памяти Сергея Прокофьева, проходившего в рамках фестиваля искусств. Всего на конкурс было подано 15 музыкальных произведений. Из них в финал вышли 5 произведений, которые и были исполнены музыкантами коллектива «Новая Россия» в сочинском Органном зале.
Основная цель конкурса – поиск, поддержка и помощь в профессиональном становлении молодых талантливых композиторов. Согласно условиям конкурса, в нем могли принять участие профессиональные композиторы всех национальностей, родившиеся не ранее 1 января 1980. Участникам предлагалось представить одно собственное сочинение в свободной форме для фортепианного трио, квартета или квинтета длительностью 10 – 15 минут.
В жюри конкурса вошли композиторы, музыканты, профессора музыкальных университетов из России, Латвии, Литвы, Польши, Бельгии и Испании.
В итоге первую премию жюри присудило сразу двум участникам – 26-летнему Никите Мдоянцу и 21-летней Екатерине Бузовкиной из Москвы. Вторую премию между собой разделили Антон Прищепа и Джордж Стивенсон. Третью премию жюри решило не присуждать. Диплом конкурса вручили еще одному финалисту – Петру Тучкову из Санкт-Петербурга. Всем композиторам были вручены денежные призы.
«Произведения были исполнены более чем достойно. Может быть, это самая главная премия нашим композиторам – услышать свою музыку в таком классном исполнении. Мы считаем, что конкурс у нас получился. Очень многообещающие авторы», – подвел итоги конкурса председатель жюри, Народный артист России, завкафедрой композиции Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, профессор Александр Чайковский.
«Я не знал, как выглядят композиторы. Это молодые очаровательные люди. Всем интересно услышать, чем дышат сегодняшние авторы, какие у них идеи. Хочется пожелать больше мелодических откровений, хотя это очень сложно – сочинить мелодию, которая запомнится. Можно пожелать больше фантазии гармонии, смелости», – обратился к финалистам конкурса Юрий Башмет.
Он отметил, что в ходе конкурса в каждом произведении были какие-то находки.
«Чем больше будет исполняться ваша музыка, тем больше шансов, что ею заинтересуются исполнители, услышит публика и другие композиторы. Поэтому сегодняшний трамплин – это большой аванс. Ждем ваши новые произведения, достижения. Ставьте перед собой задачи, которые выше ваших возможностей, тогда будете развиваться», – сказал Юрий Башмет.
Участники конкурса надеются, что постепенно интерес к нему будет возрастать
Победители и призёры II конкурса молодых композиторов отмечают его важность для развития молодых авторов академической музыки.
Студентка Государственного музыкально-педагогического института им. Ипполитова-Иванова Екатерина Бузовкина сообщила, что конкурс нашла в Интернете и решила отправить на него свое произведение.
«Фортепианный квинтет «Поединок» – это тема человека, который борется с судьбой или самим собой и в итоге проигрывает. Я не опиралась ни на какие традиции, а исходила из самой мысли, драматургии. Главное, что такие прекрасные исполнители сыграли мое произведение и то, что в финал со мной вышли такие прекрасные композиторы. Слушать себя волнительно, как будто сама выступаю. Когда ты пишешь сочинение, то слышишь его только в голове. А когда слышишь в реальности – это просто непередаваемые ощущения», – рассказала корреспонденту «Кавказского узла» Екатерина Бузовкина.
Выпускник Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Никита Мдоянц сообщил, что на конкурс решил отправить также свой фортепианный квинтет.
«Это уже мое второе сочинение в этом жанре. И так как я сам пианист, мне интересно находить новые фактурные решения, сочетания с другими инструментами, в данном случае со струнным квартетом. В каждом таком сочинении я стараюсь раскрыть какие-то сочетания тембровые, фактурные, образные решения», – рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Никита Мдоянц.
По его мнению, важно, что на концерты приходила публика, которая не особо просвещена в современной музыке. «Она воспринимает музыку на эмоциональном уровне, и эта реакция тоже о многом говорит, потому что композитор не должен терять связь с аудиторией. Сочинение должно захватить слушателя. Такой конкурс – хорошая школа для композиторов», – отметил Никита Мдоянц.
Финал конкурса молодых композиторов проходил при полупустом зале – мероприятие не вызвало интереса у сочинцев, передает корреспондент «Кавказского узла».
Очень важно, что конкурс проходит в рамках такого крупного фестиваля, и публика все равно приходит. Я надеюсь, что постепенно с каждым годом интерес будет возрастать
«На данный момент участь такой музыки – то, что она не привлекает таких широких масс. Но очень важно, что конкурс проходит в рамках такого крупного фестиваля, и публика все равно приходит. Я надеюсь, что постепенно с каждым годом интерес будет возрастать», – заявил Никита Мдоянц.
Все конкурсанты подчеркивают уникальную возможность услышать свою музыку в исполнении профессиональных музыкантов высокого уровня, что дает импульс к профессиональному росту молодых композиторов.
«Количество зрителей в зале не смущало. Если бы в зале был даже один человек, этого было бы вполне достаточно. Главное – исполнение оркестром и творческое общение с музыкантами в процессе репетиция. Мне было приятно услышать от выдающихся людей хотя бы пару советов, рекомендаций, направлений», – рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Антон Прищепа.
Мнения о конкурсе среди профессионалов и обычных слушателей разделились.
Так, музыкальный обозреватель, кандидат искусствоведения Сергей Бирюков отметил «хороший крепкий средний профессиональный уровень».
«Мне кажется, что все они в одном стиле, все в рамках академической традиции. Я даже удивляюсь, что ребята сейчас так пишут. Это такой Шостакович чуть-чуть второго сорта, но все равно хорошего сорта. Это музыка 40-50-летней давности. Мне даже любопытно, что существует целое соцветие крепких ребят. Я удивлен, что сейчас так пишут. Я думал, что это давно в прошлом – такой основательный язык – струнные трио, квинтеты, квартеты. Я привык к музыке шорохов, шумов, щипков», – рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Сергей Бирюков.
Этот конкурс в Сочи, по его мнению, обязательно нужен. «Молодые люди должны знать, что они кому-то интересны. У нас же сейчас никакого общественного интереса к композитору нет. И это несправедливо. Ребята очень хорошо обучены, но какой-то смелости им не хватает. Хотя Никиту Мдоянца я бы из них выделил», – добавил Сергей Бирюков.
Для сочинской пенсионерки, посетившей концерты конкурса молодых исполнителей и представившейся Ниной Ивановной, все мелодии были похожи друг на друга.
«Даже сложно было отличить одну от другой. Только одна мелодия хоть как-то отличалось от остальных. Слушать такую музыку было откровенно не просто», – поделилась впечатлениями от конкурса женщина.
Как писал «Кавказский узел», первый конкурс молодых композиторов в рамках зимнего фестиваля искусств в Сочи прошел в прошлом году. Тогда на его концерты также приходило мало людей, но организаторами фестиваля было принято решение, что конкурс станет традиционным и будет проводиться каждый год.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
10 ноября 2024, 12:17
-
10 ноября 2024, 10:26
-
10 ноября 2024, 08:34
-
10 ноября 2024, 07:37
-
10 ноября 2024, 05:49
-
09 ноября 2024, 21:44