Проблемы реабилитации радикальной молодежи Северного Кавказа стали темой круглого стола в Москве
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В заключительный день круглого стола «Проблемы и лучшие практики противодействия радикализации части молодежи на Северном Кавказе» дискуссии участников мероприятия развернулись вокруг проблем исламского образования для женщин и возможностей создания в условиях России неформальной и не модерируемой правоохранительными органами структуры для реабилитации молодых людей, отказавшихся от участия в экстремистской деятельности.
Как информировал "Кавказский узел", Правозащитный центр "Мемориал" и "Новая газета" при экспертной поддержке Международной кризисной группы организовали в Москве заседание круглого стола на тему: "Проблемы и лучшие практики противодействия радикализации части молодежи на Северном Кавказе". В первый день форума правозащитники раскритиковали нежелание силовиков обсуждать борьбу с радикализмом на Северном Кавказе. Участники обсуждения указали на необходимость активизировать работу комиссий по адаптации бывших боевиков в связи с жалобами на фабрикации уголовных дел.
Чумаков сообщил о случае прессинга в отношении молодых жителей Ингушетии
В заключительный день заседания круглого стола с эмоциональной речью выступил имам Насыр-Кортской мечети в Ингушетии Хамзат Чумаков, передает присутствовавший на мероприятии корреспондент "Кавказского узла".
«Когда говорят, что кавказская молодежь радикальная, я спрашиваю: а какая она должна быть? К радикализму молодежь приводят радикальные действия силовиков, - заявил он. - К радикализму толкает отсутствие права, в том числе права выразить свою мысль. Когда за одно слово правды человека прессуют все правоохранительные органы и власти. Иногда за такое же слово в другом регионе человеку ничего не будет, а у нас, на Кавказе, такое больше 20 лет происходит. Молодые это наблюдают. И что же вы ожидали?»
По словам имама, около месяца назад в Ингушетии произошел инцидент после того, как двое молодых жителей одного из сел устроили своему родственнику похороны, церемония проведения которых была расценена как "нетрадиционная". Сначала, отметил Чумаков, парни были вызваны местными властями для беседы, в ходе которой им было выражено возмущение по поводу организации похорон.
"Хуже всего, что одного из парней похитили на глазах двухлетней дочери, ... избили и заставляли признать традиционный ислам", - рассказал имам.
Однако руководитель представительства "Мемориала" в Назрани, член комиссии по адаптации при главе Ингушетии Тамерлан Акиев сказал корреспонденту "Кавказского узла", что молодые люди почему-то не обратились ни к омбудсмену республики, ни в местное отделение "Мемориала", ни в какую-то другую правозащитную структуру.
«Если бы они написали заявление, то легче было бы подключить общественность к решению их проблем, преодолению нарушения. А так, не имея обращения, трудно кому-то выразить претензии, тем более если речь идет о претензиях к руководителю района», - отметил он.
Чумаков пояснил "Кавказскому узлу", что он всячески уговаривает молодых людей, недовольных ситуацией, отстраниться от нее и не предпринимать крайних мер. "Мой совет - уехать, например, из республики. Но тем самым, к сожалению, когда уезжает много молодых людей с родины для того, чтобы не попасть в опасную ситуацию, само положение лучше не становится", - полагает имам.
Участник круглого стола предложил создать центры по дерадикализации молодежи
Представитель общественной организации «Генезис» из Ингушетии Марета Дзейтова выступила на круглом столе с докладом на тему «Опыт работы по профилактике экстремизма».
«На одной из встреч сотрудник Центра Э из Чечни предложил начинать профилактику экстремизма с психологической работы в школе раньше, чем в 5 классе, как это делается сейчас. Его в этом поддержал православный священник..., который считает, что профилактику экстремизма нужно начинать уже в детском саду», - сообщила Дзейтова.
Дзейтова пояснила, что под профилактикой экстремизма она понимает, прежде всего, воспитание толерантности, терпимости ко взглядам других и отказ решать проблемы во взаимоотношениях насильственным образом.
Желающие построить халифат не могут быть причислены к экстремистам, если не предпринимают насильственных действий, считает руководитель научного направления "Политическая экономия и региональное развитие" Института Гайдара Ирина Стародубровская.
«Например, есть люди, желающие построить халифат. Халифат — это религиозная диктатура. Но если они хотят этого и не предпринимают действий установить его здесь и сейчас путем насилия, то, будучи радикалами в мышлении, они не могут считаться экстремистами. Более того, власти должны бы лояльно относиться к ним, потому что они в отличие от джихадистов, возможно, говорящих о таком же идеале, не полагаются в этом на силу оружия», - сказала она.
При этом член правления ПЦ "Мемориал" Олег Орлов считает, что воззрения сторонников халифата также не всегда могут расцениваться как радикальные.
«Я считаю, что если люди уверены, что наилучшим устройством для них, к примеру, будет халифат, и путем разъяснения к этому придет рано или поздно все общество, то их желания отнюдь не могут считаться радикальными воззрениями», - сказал он.
В свою очередь журналист дагестанского еженедельника «Новое дело» Идрис Юсупов предложил обсудить возможность создания своеобразных неформальных центров по дерадикализации, реабилитации людей, отказывающихся от участия в противозаконных действиях.
Предложение было воспринято участниками встречи с энтузиазмом, но вызвало сомнение в чистоте эксперимента, если инициативой заинтересуются силовики.
«Но можно же помочь для начала двум-трем людям, через доверенных лиц, после этого в том же Дагестане, если эксперимент удастся, толпы людей пойдут за такой помощью, да и власти нечего будет возразить», - полагает Юсупов.
По мнению члена Общественной палаты Дагестана Ахмеда Чилилова, притеснения имамов, которые на самом деле не проповедовали насильственные действия и даже боролись воззрениями "Исламского государства" (ИГ, запрещено в России по решению суда и признано террористической организацией), порождают недоверие к государству.
«Не способствует любви и профучет. По последним данным, которые есть у меня, 13 тысяч человек в Дагестане состоят на нем. При этом вместо поддержки противников идей ИГ (запрещено в России по решению суда и признано террористической организацией, - прим. "Кавказского узла") мы видим преследование имамов, закрытие мечети, выдавливание верующих из республики», - отметил он.
Анохина: нужно поднимать уровень исламского просвещения мусульманских женщин
Идрис Юсупов на сессии круглого стола также рассказал о роли мечети в работе с молодежью.
Мечети, весьма большую часть прихожан которых в Дагестане составляют молодые люди, должны быть не только местом для совершения актов поклонения, но и социальным институтом, считает он.
«Основная задача для мечети — просвещение, распространение знаний, развитие мудрости и критического мышления. Роль ее также в неформальной коммуникации. Имам не должен быть отпугивающим, а должен быть доверенным лицом, уметь работать с людьми. Кроме того, в мечети могут аккумулироваться различные общественные инициативы: от благотворительных акций до субботников, от заботы о детях и стариках до психологической помощи в кризисных ситуациях», - пояснил он.
Журналист из Дагестана Светлана Анохина озаботилась уровнем исламского просвещения мусульманских женщин и девушек.
Она отметила, что мечеть является социальным центром для мужчин, тогда как женщины также должны иметь возможность обсудить вопросы, связанные с исламским просвещением.
"А как же девочки, к кому им обращаться? Или они свои вопросы будут решать с имамом? Может, есть женщины, обладающие такими знаниями", - сказала Анохина.
Она предложила найти такую женщину, которая бы занималась вопросами исламского просвещения в Дагестане, а если такой нет, то следует "обучить и предоставить".
В итоге обсуждения участники круглого стола согласились доработать и принять в ближайшее время резолюцию, в которой обратятся с предложениями и рекомендациями не только к органам власти, но и к обществу, и разъяснят, что казалось бы специфичные проблемы Северного Кавказа и мусульманского сообщества в той или иной мере являются частью общероссийских проблем, требующих совместных усилий.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
10 ноября 2024, 08:34
-
10 ноября 2024, 07:37
-
10 ноября 2024, 05:49
-
09 ноября 2024, 21:44
-
09 ноября 2024, 14:18
-
09 ноября 2024, 12:20