"Мама, я дома" Владимира Битокова
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО".
у режиссера из Нальчика Владимира Битокова (ученик мастерской Сокурова) вышел новый фильм "Мама, я дома". ранее я писал о его дебюте "Глубокие реки". и если дебют можно было бы назвать удачной первой попыткой, то новый фильм на голову выше, затрагивает сразу пласт важнейших тем, как личных, так и остросоциальных.
фильм вышел в сентябре 21 года и вошел в программу венецианского кинофестиваля. позже фильм выиграл главный приз фестиваля Russian Film Week в Париже.
это драма, действие которой происходит в Нальчике, в простой и бедной семье, где, на первый взгляд, никто никого не любит. но когда матери сообщают, что ее сын, о место нахождении которого она знать не знала и не особо пыталась узнать, погиб в Сирии в составе ЧВК, у нее вдруг просыпаются чувства. чувства не потери и одиночества, а чувство справедливости, потому в его гибель она не верит априори. просто по умолчанию. ну и судя по тому на фоне чего вообще разворачивается сюжет - безнадега, наглые и зажравшиеся чиновники и силовики - понятно почему.
дальше идет борьба одинокой женщины с системой, которая, понятное дело, обречена на поражение, и финал картины кажется предсказуемым, но ближе к середине возникает неожиданная сюжетная линия, которая сильно добавляет фильму оригинальности. силовики присылают бедной женщине своего агента под видом ее же сына. типа вот он, нашелся. а по факту этот "сын" просто должен контролировать все абсолютно действия женщины, чтобы присмирить ее. в отношениях этих двух и развивается дальнейший сюжет.
выходит, что с одной стороны, весь этот современный российский чернушный реализм, да еще и тень ЧВК, которая через несколько месяцев после выхода фильма станет главным мировым ньюсмейкером, что, конечно, получилось провидчески. с другой - тема сочувствия и трансфморации героев, которая разрушает все эти границы "свой/чужой", "плохой/хороший". и в этом главный козырь фильма.
ученики Сокурова продолжают удивлять. можно как угодно относиться к речам Сокурова, но он реально создал феномен современного северокавказского кино.