Хачкары, оказывается, бывают хайские и не-хайские
культурно-историческая пропаганда - штука требующая еще и ума, а не только напористости:
Азербайджан вновь остается верен своей политике превращать в площадку для политических дискуссий любую международную трибуну, в том числе не имеющую к политике никакого отношения.
Заявка армянской стороны – Символика хачкаров, армянские каменные кресты внесена в Репрезентативный список нематериального культурного наследия на заседании ЮНЕСКО в Найроби, однако, не без попыток азербайджанской стороны помешать этому.
Как сообщает сайт министерства культуры Армении, на заседании 16 ноября представитель Азербайджана потребовал внести изменения в армянскую заявку (Символика и мастерство хачкаров, армянские каменные кресты) и отредактировать следующим образом: “Символика и мастерство армянских хачкаров, армянские каменные кресты”.
Тем самым представитель Азербайджана попытался доказать, что искусство хачкаров принадлежит не только армянам, а это характерно также для кавказских албанцев, последователями которых, якобы, являются азербайджанцы. Представитель Азербайджана “не забыл” упомянуть, что Армения является “оккупантом” и делает попытку исказить историю.
С целью обжаловать армянскую заявку по инициативе правительства Азербайджана была организована специальная акция, в ходе которой азербайджанские общины разных стран направили генеральному секретарю ЮНЕСКО Ирине Боковой 143 письма, чтобы она не допустила принятие заявки армянской стороны.
В ответ на это представитель Армении, заместитель министра культуры Арев Самуелян заявила, что позиция нашего государства конкретна, и не следует политизировать эту высокую трибуну и затрагивать темы, не имеющие никакого отношения к обсуждению ценностей, выражающих национальную идентичность.
Азербайджан этим своим шагом попытался оспорить происхождение хачкаров и повлиять на процесс принятия заявки, которая составлена в соответствии с требованиями Генеральной Ассамблеи государств - членов конвенции “О защите нематериального культурного наследия” ЮНЕСКО, тем самым переводя решение вопроса из сферы защиты культурного наследия в политическую сферу.
Во избежание обострения ситуации комитет предложил рассмотреть вопрос после перерыва. Обсуждения возобновились в 16.00, и с трибуны ЮНЕСКО выступил представитель удинов – национального меньшинства Азербайджана, заявив, что камни с изображением крестов характерны так же для их народа. В этой связи взяла слово представитель Армении, сообщив, что удины – дагестанский народ, который с 5-го века нашей эры являются последователем Армянской Апостолькой церкви, и села, в которых они проживали в Азербайджане, до 1988 года назывались Вардашен и Ниж а район - Куткашен. В 1989 году в результате политики изменения всех армянских топонимов Куткашен получил название Габалла, а Вардашен – Огуз. В 1988-89 году азербайджанское правительство подвергло насильственному выселению 8-10 тысяч удинов только за то, что они составляли часть армянской идентичности, часть выселенных удинов сегодня проживает в районе Ноемберян Армении, другая часть – в Грузии. В районе сел Ниж и Вардашен есть хачкары 14-15 веков, которые составляют исключительный островок хачкаров на левом берегу Куры. Все эти хачкары имеют надписи на армянском языке, и Азербайджан, сознавая их армянское происхождение, намеренно обходит молчанием факт их существования.
После данного выступления межправительственный комитет, приняв все остальные заявки, предложил перенести рассмотрение армянской заявки на сегодняшнее заседание. В то же время ЮНЕСКО предложила организовать переговоры между армянской и азербайджанской стороной с присутствием ее представителя, чтобы дать проблеме взаимоприемлемое решение. В результате долгих и напряженных обсуждений Межправительственный комитет не учел утверждения азербайджанской стороны и принял армянский вариант заявки (Символика и мастерство хачкаров, армянские каменные кресты). Армянская заявка принята.
Панорама.ам