Дагестанские чиновники, военные, феминистка, спортсмен, экстремист, блогерка, актёр и старик - герои повести «Большая суета»
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
Прочитала повесть «Большая суета» Ислама Ханипаева, а до этого уже писала о его другой книге «Типа я», вот здесь.
По сюжету в центре Махачкалы растёт огромный трёхсотлетний бук, который в народе прозвали «Большой суетой». Земля под ним переходит богатейшей строительной компании, которая планирует срубить бук и построить на его месте бизнес-центр. Жители Махачкалы против этого, но, как это водится в нашей стране, протест ограничивается небольшим количеством хэштегов и твитов. Однако, в канун Нового года, когда дерево собираются срубить, в знак протеста на него забираются шесть человек и начинается действительно большая суета, которая выходит за пределы Дагестана и захватывает внимание всего мира.
Дальше возможны незначительные спойлеры
Люди, которые собираются на дереве, оказываются там не сговариваясь. Все они разные, но легко узнаваемые тому читателю, который знаком с Северным Кавказом. Да и сама ситуация кажется близкой и напоминает, например, защиту активистами парка в Махачкале несколько лет назад.
Главные герои повести:
- старик с деменцией, бывший чиновник, отец мэра, который должен подписать разрешение на уничтожение дерева
- городской активист, на котором висит дело об экстремизме и религиозный традиционалист по совместительству, хмурый и бородатый, как положено
- феминистка и правозащитница, в которой отчасти узнаётся правозащитница Светлана Анохина
- пузатый дяденька неопределённых лет и неопределённым фактом наличия извилин на первый взгляд, пострадавший в своё время от военных конфликтов и чиновничьего беспредела
- актёр кумыкского театра, пьяница и неудачник
- блогерка «из России», которая приезжает в Дагестан, чтобы похайповать на теме дерева и набрать подписчиков
В целом книга похожа на новогоднюю сказку или фильм «Ёлки», если бы он был не про ёлку, а про бук и снимался без поддержки минкульта России. Чувствуется, что Ханипаев сценарист – очень киношно вышло в том смысле, что картинки очень ярко рисовались в голове, а повороты иногда случались по нетфликсофски неожиданными.
У героев одна общая цель – спасти дерево, но половину книги они ругаются между собой, потому что слишком разные. По ходу выясняется, что у каждого помимо общей, есть и свои не самые благородные цели. Чудо, которого ждёшь в этой сказке – не спасение дерева, а возможность героев понять себя, принять друг друга, и объединиться. И это чудо происходит, благодаря замкнутому пространству, времени и обречённости. Каждый герой по очереди проживает свой катарсис и вот уже шесть человек в домике на дереве возвышаются не только над землёй, но и сами над собой и над всеми остальными горожанами, которые всё это время голосуют онлайн за дерево и постоянно меняют своё мнение.
Эта часть показалась самой важной в книге – напоминание насколько людям сложно объединяться перед общими проблемами из-за каких-то глупых причин, концентрируясь на отличиях, а не на общем. Очень многим было бы полезно прочитать эту книгу и взглянуть на себя со стороны.
Героев на дереве тут же окрестили в СМИ бандой, название своей банде активисты придумать не смогли и поэтому временно назвались "безымянной бандой". Это своего рода пасхалка для тех, кто уже знаком с творчеством Ханипаева - в "Типа я" дети, которые раньше не дружили, объединяются, чтобы помочь мальчику найти своего отца и тоже называют себя безымянной бандой. И тоже временно. Всю повесть безымянная банда на дереве так и будет оставаться безымянной. Ну а как их вообще назовёшь? Когда после всего пережитого, безымянную банду уже можно было бы назвать гражданским обществом в миниатюре, история заканчивается. Гражданское общество, случайно возникшее на одном дереве в Махачкале, тоже явление временное.
Внизу под деревом в это время разворачивалась большая суета – там чиновники, военные, полиция и камеры репортёров со всего мира.
Интересный персонаж мэр – он только приходит на должность и по возможности старается лавировать между системой и собственной совестью. Долго сидеть на двух стульях не получается, и когда перед мэром ложится бумажка о земле под трёхсотлетним буком, он понимает, что эта подпись окончательно сделает его частью системы. Конечно, с мэром тоже происходит новогоднее чудо и он переходит на сторону справедливости. Так как это не совсем сказка, а всё же повесть – мэр работу свою теряет.
Несмотря на некоторую сказочность, чрезмерную анекдотичность некоторых персонажей, в книге поднимается куча важных проблем – разрозненность и пассивность общества, права женщин, отсутствие солидарности, коррупция, чиновничья безнаказанность, тяжелое прошлое с военными конфликтами, возможность реализоваться только через бойцовский спорт и много еще чего.
Думаю, что идея поместить все эти проблемы в комедию хорошая, а то, что чтение лёгкое и весёлое, даёт надежду, что книгу прочитает тот, кто задумываться о серьезном не хочет, хотя надо бы…