ПОСТ РАЗДОРА У ГРАНИЦЫ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ И ИНГУШЕТИИ - Руслан Тотров, Северная Осетия.
1. ПОСТ РАЗДОРА У ГРАНИЦЫ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ И ИНГУШЕТИИ - Руслан Тотров, Северная Осетия.:
2. Раскрою историю. - Арсен Магомедов, Дагестан:
3. Медленная смена элит дорого обходится Южной Осетии. - ТГ-канал Sӕrmӕt Dzhussoity (Южная Осетия):
4. Ну и вдогонку. - ТГ-канал "Иллинойс" (Осетия):
5. Кони, как темные субмарины... - ТГ-канал Magomaev (Дагестан):
6. Давно хотел рассказать... - ТГ-канал AdygaGods Ψ Legacy:
7. Мне задали вопрос относительно кровной мести на Кавказе - ТГ-канал Ghalghay Dešar(ho) (Ингушетия):
8. Весной 1854 г. на Кавказе произошло событие... - Хаджи Мурад Доного (Дагестан):
9. Российский современный активист... - ТГ-канал Luguev (Дагестан):
10. МИР ЧЕРКЕССКИХ СЛОВОКОДОВ - Зураб Бемурзов, КЧР:
1. ПОСТ РАЗДОРА У ГРАНИЦЫ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ И ИНГУШЕТИИ - Руслан Тотров, Северная Осетия..
ПОСТ РАЗДОРА У ГРАНИЦЫ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ И ИНГУШЕТИИ
Несколько важных мыслей о печально известном приграничном КПП (http://telegra.ph/Post-razdora-Kto-stoit-za-napadeniem-na-policiyu-na-granice-Ingushetii-i-Osetii-03-31).
Нападение на полицейских должно привести к еще большей солидаризации осетинского общества – от главы региона до общественников – в вопросе сохранения контрольно-пропускных пунктов. Ни о каком демонтаже не должно быть и речи.
Пост является преградой для террористов и прочих преступников, которые пытаются проникнуть в Северную Осетию. И этот инцидент станет дополнительным аргументом его необходимости.
Моя позиция в отношении блокпостов не меняется с течением времени. И главный аргумент – цифры статистики, против которых переть решительным образом невозможно.
Просто посмотрите, откуда пытались проникнуть на территорию Северной Осетии разнообразные террористы и где их частенько останавливали, вспомните историю героя России Заура Джибилова (https://15.мвд.рф/gumvd/heroes/item/818810), который погиб на блокпосту, остановив террористов из Ингушетии.
Это данность, с которой поспорить нельзя, это фактура. Террористы едут не из Северной Осетии. Террористы едут в Северную Осетию. И зачастую пытаются проникнуть через этот блокпост и бывают там остановлены. Посмотрите статистику: сколько оружия, наркотиков и – самое главное – сколько террористов-смертников тормозят на этом КПП сотрудники полиции.
До тех пор, пока в Ингушетии не только в человеческих умонастроениях, но и в конституции (https://base.garant.ru/34300702/9d78f2e21a0e8d6e5a75ac4e4a939832/) будут заявляться территориальные претензии на Пригородный район Северной Осетии, которые подогревают разного рода фанатиков, экстремистов и террористов-смертников, до тех пор, пока не будут устранены идеологические проблемы, Черменский блокпост и вообще любой блокпост на территории Северной Осетии – это необходимость.
http://telegra.ph/Post-razdora-Kto-stoit-za-napadeniem-na-policiyu-na-granice-Ingushetii-i-Osetii-03-31
2. Раскрою историю. - Арсен Магомедов, Дагестан.
Раскрою историю.
Светлана, Анна и Андрей - единственные махачкалинцы, которые судились против строительства собора в парке Ак-гель.
Это лучшие объяснение того, что никто из дагестанцев никогда не судился против православия.
Люди были только против застройки единственного парка в этой части города.
3. Медленная смена элит дорого обходится Южной Осетии. - ТГ-канал Sӕrmӕt Dzhussoity (Южная Осетия).
Медленная смена элит дорого обходится Южной Осетии.
Еще семь лет назад средний возраст министров и глав ведомств был около 60 лет, если не больше. Сейчас во власти стало больше людей, которым нет еще сорока пяти лет. Но и среди них есть те, кто не набрался должного опыта, так как был долгое время встроен в геронтократию.
Власти стариков способствовало то, что они сами имели крепкие неформальные связи и поддерживали друг друга. Кроме того, были объективные причины (война, отсутствия образования и социального опыта) по которым не появлялись новые поколения управленцев.
Но те, кто следил за процессами, вынашивали надежду, что вскоре появятся новые молодые силы, которые могут стать ядром будущей политической элиты.
Может быть это событие наступило. Не так давно прошел учредительный съезд политической партии «Ирыстоны ног фæлтæр». (https://t.me/irnogfaeltaer)Пару дней назад встречался с активом, чтобы сформировать свое отношение к ним. Не вдаваясь в подробности, скажу - молодые люди здраво мыслят, глаза горят.
Думаю, ли я что они станут той силой, которая обеспечит развитие Южной Осетии? Не знаю. Скорее нет. Но они, на мой взгляд те, кому мы должны дать шанс проявиться. Впрочем, основная ответственность ложиться на них самих и шанс, в первую очередь, они должны дать сами себе.
Шанс быть честными, принципиальными, целеустремленными, интересными молодыми политиками.
Для это придется много работать. Без одержимости в работе, без высоких требований к самим себе, без желания развиваться, и они обречены перенять социальные болезни (https://t.me/sdzhuss/106) предшествующих поколений.
4. Ну и вдогонку. - ТГ-канал "Иллинойс" (Осетия).
Ну и вдогонку. Тот же Chatgpt на английском "быстрее" и "умнее", чем на русском. Наша задача - обучить эту или другую нейросеть осетинскому (Хуыцауы фæрцы нын бантысдзæн), но смысл моей ремарки не в этом.
В прежние времена некоторые наши "мыслители" аргументировали отказ от осетинского языка в системе образования (что равно отказу от языка вообще) тем, что русский язык для нас - окно в мировую культуру и науку.
Опровергать это утверждение я сейчас не буду (желающий находит пути, сдавшийся - оправдания), но если оно могло хотя бы теоретически казаться верным году эдак в 1965, то сегодня соприкосновение с передовым и актуальным без нормального английского невозможно.
Добиться хорошей цитируемости научной статьи, написанной не на английском языке, сегодня, к примеру, уже очень проблематично: более 90% индексируемых в Scopus и World of Science статей написаны на английском.
Ведущие университеты мира - американские и английские. Доминирование английского языка охватило буквально все сферы культуры и знания, и на нашем веку это точно не изменится.
Поэтому быть образованным человеком в полном смысле этого слова без знания английского сегодня и завтра будет невозможно.
Цы фæнды ма аразат, цы фæнды къабазы ма кусат, англисаг æвзаг уын ирон æвзагы фæстæ у æнæмæнг, æфсымæртæ æмæ хотæ. Уырыссаг уæ нæуидæр алчидæр зоны, фæлæ æнæ англисагæй абон гæнæн нæй, кæд нæ нæ фæнды талынгдзинады лæзæрын.
5. Кони, как темные субмарины... - ТГ-канал Magomaev (Дагестан).
Кони, как темные субмарины, лоснящиеся на утреннем солнце, ходят среди надгробий кладбища над «Новой автостанцией» Махачкалы.
Целая армия жизней прямо перед тобой, и ты готов перенять их опыт. Стоишь, вбираешь грудью эти ветра, закрываешь глаза, слушаешь вечность, голоса хтонического мира забвенных. Они не отвечают на твои вопросы. Да ты их особо и не задаешь… А смысл? Просто слушаешь тишину, ешь ее ложками, и как-то тихо становится на душе, и море, которое плещется внутри тебя, успокаивается, и там почти штиль… а лодка плывет куда-то в центр, к основе основ.
Спины коней сильны, мышцы их играют на солнце, как струны инструмента, в руках женщины. Возможно, Махачкалы.
Тихо так, что когда начинаешь говорить, голос садиться сам по себе. Кажется, что могильные плиты принимают только такой способ общения.
Слова становятся тяжелыми, застревают на кончике языка, упираются. Кажется, что любые человеческие звуки тут запрещены, не приживаются, ломают устоявшийся порядок.
В небесах пусто. Чистые, прекрасные, но совершенно пустые небеса. В воздухе витает прошлое. Кажется, что его можно пощупать руками. Тихий словесный провал. Когда хочется сказать многое в итоге не получается ничего. Возможно это и к лучшему.
Слова и эмоции накатывают позже. Когда ты один, в городе, примирился с самим собой. Снова.
А там, над этим вечным полем, где все сразу, и никого, сказать нечего. Потому что, несмотря на кажущуюся простоту, ты вовсе не один. Окидываешь взглядом эту бесконечную усыпальницу, и понимаешь, что это не армия вовсе, а целый мир.
6. Давно хотел рассказать... - ТГ-канал AdygaGods Ψ Legacy.
[ Альбом ]
Давно хотел рассказать про данные встречи, сделаю это до наступления следующего месяца.
Зимой 22 декабря в Дыгъэгъазэ, был на мероприятии у которого нет альтернатив - такого вида искусства больше нигде нет на планете.
В течении 2-х часов, на одном и том же пространстве, ты ОДНОВРЕМЕННО находишься в центре - театральной постановки, исторической лекции, симфонического концерта, объяснения Хабзэ, духовной практики, импровизации (в том числе и комедийной), пересказа Нартского Эпоса - при этом ты не только зритель, но и еще участник всего происходящего!!!
22 Марта в МафIэщхьэтыхь сходил еще раз, был рад видеть как они все улучшили; например выключили свет и поставили в центр старинную антикварную лампу - сразу появилась историческая атмосфера.
Горд, что в нашем обществе есть люди которые не только возобновляют и развивают нашу культуру, но и делают это на таком высоком уровне.
Рекомендую подписаться на организаторов, надеюсь скоро опубликуют записи второго вечера.
https://t.me/nart_heku/509
Полное видео (https://youtu.be/VRyAwNVi5fo)
7. Мне задали вопрос относительно кровной мести на Кавказе - ТГ-канал Ghalghay Dešar(ho) (Ингушетия).
Мне задали вопрос относительно кровной мести на Кавказе. Как я к этому отношусь? Сложно сказать. Это вопрос у которого много аспектов. Я видел и положительные стороны кровной мести и отрицательные.
Конкретно в Ингушетии кровная месть все ещё присутствует и практикуется. Если оставить религиозное и этическое измерение, а рассмотреть вопрос с правовой точки зрения, то выглядит это так.
В Ингушетии по факту действует три правовые системы: российская, шариат и адат. Кровная месть вершится в рамках адата. Адат гласит примерно так: "если член одного рода убил члена другого рода умышленно или неумышленно (даже так), то потерпевший род имеет право убить убийцу или члена рода убийцы". Да, да. Даже не самого убийцу. Практикуется, конечно, в основном месть непосредственно убийце. Но бывает так, что тот скрылся, тогда убивают его брата или другого родственника. И если с каждой стороны полегло одинаковое количество людей, то чаще всего такие роды примиряются.
Почему кровная месть все ещё существует в нашем обществе? Если возвращаться к моим размышлениям о смертной казни, то их можно применить и здесь. Общество нуждается в таком виде наказания. Точнее нуждается в том, чтобы оно присутствовало в системе права как реальная угроза. Если право не имеет такого наказания, то общество ищет такое право, которое его даёт. Из трёх вышеназванных систем права в той же Ингушетии: одна не имеет такого наказания, вторая - присутствует в регионе в сильно ограниченном варианте, поэтому остаётся только третья, пусть и самая простая из них. При этом, кровная месть имеет все признаки именно наказания как смертной казни, а не просто убийства. Во-первых, она чаще не применяется, чем применяется. И это нормально. Мы писали об этом в статье про казни, что так и бывает и должно быть, объясняя причины. Во-вторых, как она применяется? Когда род выясняет, кто убил их родственника, по сути между собой они приговаривают человека к казни. И открыто объявляют ему об этом по обычаю (я считаю отсутствие открытого объявления после которого происходит месть - не кровной местью, а убийством уже). При этом, есть институт апеллирования. Старейшины, по просьбе рода убийцы, ходят к роду убитого и просят их простить. Иногда сильно убедительно. Конкретно мой дед многих убедил простить кровную месть. И ее часто прощают, после объявления. То есть, после того, как род убитого приговорил убийцу к смерти, они могут простить его. То есть помиловать. Это правовая система, хотя и в более простой (не хочу писать "примитивной") форме, чем шариатская.
Однако, конечно же, есть ряд проблем. Во-первых, эта система с перекосом в защиту родовых прав в большей степени, чем та же шариатская или другая. Шариат старается сохранять баланс между индивидуальными и общественными правами (подробней в предыдущих заметках по суровости права), а наш адат делает сильный уклон в сторону рода. Это выражается в том, что могут убить не самого убийцу, а другого его родственника или даже лучшего представителя рода. С точки зрения индивидуальных прав убитого, его близкой родни, а также того, кто был убит вместо убийцы - все это большая несправедливость. Но с точки зрения рода - это восстановление статуса-кво, прекращение родовой войны и продолжение мирной жизни, ведь после того, как с каждой стороны было убито равное количество- можно примиряться. А род всегда стремится к мирной жизни для своего процветания и продолжения.
Во-вторых, родовая система на Кавказе разрушилась или разрушается. Мы - одни из последних. Эта система делала из кровной мести - элемент родового права. А без нее, кровная месть станет лишь убийством. Ведь спадут многие ограничения (нельзя убивать в ответ более жестоко, нельзя трогать женщин и детей, нельзя убивать руками других людей или наемных убийц, только самим и так далее) и исчезнут многие возможности для примирения: комиссии старейшин и так далее. Когда эти комиссии создаются искусственно сверху государством - это уже не родовая система, а что-то другое.
8. Весной 1854 г. на Кавказе произошло событие... - Хаджи Мурад Доного (Дагестан).
Весной 1854 г. на Кавказе произошло событие, взволновавшее всю Россию, в том числе и самого императора. В плен к имаму Шамилю попали княгини Анна Чавчавадзе и Варвара Орбелиани, внучки царя Грузии Георгия XIII со своими детьми, родственниками и прислугой. Среди пленных оказалась и гувернантка из Парижа мадемуазель Анна Дрансэ. В начавшихся переговорах по освобождению пленниц, условием Шамиля было возвращение его старшего сына Джамал ад-дина, взятого аманатом при обороне Ахульго в 1839 г. С тех пор наследник имама воспитывался в 1-ом кадетском корпусе в Санкт-Петербурге и вот настал день, когда Шамиль потребовал сына обратно. В затянувшихся на несколько месяцев переговорах обе стороны пришли к согласию и обмен состоялся. Анна Дрансэ, также была освобождена из плена. Так окончилось «путешествие» парижанки в горы Кавказа, которое она описала в своих воспоминаниях, изданных в 1857 г. в Париже и несколько раз переиздававшихся в России . А памятью о грозном имаме осталась овчинная шуба, подаренная Шамилем мадемуазель Анне Дрансэ, которую она привезла в Париж и которая напоминала ей о восьмимесячном пребывании в плену у имама Шамиля.
9. Российский современный активист... - ТГ-канал Luguev (Дагестан).
Российский современный активист хочет многонациональную, многоконфенссиональную, дружную славянскую, православную страну.
Между тем
«В Лондоне количество только огромных мечетей достигает около шестидесяти и более, а если учесть маленькие мечети и молельные дома, то их количество достигает трехсот пятидесяти и более…»
(с)
10. МИР ЧЕРКЕССКИХ СЛОВОКОДОВ - Зураб Бемурзов, КЧР.
ЗУРАБ БЕМУРЗОВ
МИР ЧЕРКЕССКИХ СЛОВОКОДОВ
2 ЧАСТЬ
Смысловая трансформация черкесских обрядовых фразеологизмов за определенный исторический период выбросила их из изначального контекста и оставила малозначащими повседневными выражениями. Одно из таких выражений, широко употребляемое женской половиной в качестве обиходного проклятия – "Хьэлэч псэлэчыр къыпхукIуэ/къыпхуэсхьын", стало простым и разговорным. Но мало кто знает его суть, утраченную веками.
"Хьэлэч" стало самостоятельным словом, с более поздним смыслом – "нечто отвратительное, очень плохое". "Псэлэч" – слово, которое вовсе не расшифровано и не понято, в большинстве ученые обозначают как просто ничего не значащий компонент.
"Хьэ ("дух" в самом раннем значении, оставшееся сегодня и во многих словах, например "хьэдэ" (труп). Есть уже немало подробных анализов с его разбором именно в этом значении, не буду углубляться. Дополню лишь, что слово «Хьэ» широко употреблялось во времена Хаттов/Хеттов именно для обозначения кошачьих, хотя сейчас так называют собаку. В частности В. В. Иванов возводит название леопарда к хаттскому Haprass – Хьэпэрыс, от которого впоследствии пошло слово «Барс».
У входа в города Хаттов ставили скульптуру льва, дух которого был призван не пускать зло. «Хьэ» -Лев был божеством духа у Хаттов, впоследствии заимствованным и соседними народами. Лев носил имя Дух (Хьэ). Интересно, что в ранней транскрипции слова «Сфинкс» прослеживается этот корень «Сфиггеин –СфыХЬЭин».
Далле +лэч(краска в современном или бальзам в раннем смысле) псэ(душа)+лэч(краска)" - на самом деле, эта фраза, связанная с древним обрядом бальзамирования, мумификации, существовавшей во времена Хаттов/Хеттов, Египта (из истории последней она и стала широко известной). Бальзам для духа, души, тела.
В чем смысл. А в том, что в древности дух и душу человека, на которого наложили проклятие, "замуровывали" вместе с телом в мумию. Это был обряд, таинство, перспективой которого пугали живых. "Я забальзамирую и замурую твой дух и душу (вместе с телом)" гласит проклятие, и "они останутся неприкаянными и проклятыми".
Выражение показывает и доказывает существования у предков черкесов обрядов бальзамирования, мумификации. Обряд исчез, но фраза осталась и трансформировалась в простое проклятие.
Изучайте язык, в малых фразах и словах кроется большая история. Исторические "факты" можно изменить и подтасовать, но язык всегда оставляет следы доказательной базы. Пусть и в простой, обиходной форме.